Dracula
Добро и зло, добродетель и грех, божественное провидение и дьявольское искушение - они всегда рядом в бесконечной череде яростного противоборства. Таинственный Дракула - одна из самых противоречивых драматических фигур в мировой истории и культуре. С одной стороны - доблестный воин, неутомимый борец против турецкой экспансии, национальный герой румынского народа и местный святой. С другой, - известный всему миру вампир. Кто же он, легендарный Дракула из Трансильвании? Его настоящее имя Влад III Тепеш, он жил на стыке XIV и XV веков и был повелителем Валашского княжества. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы, и пламя бесчисленных войн уничтожило практически все рукописные источники. Лишь по отдельным уцелевшим монастырским летописям да нескольким письмам самого Тепеша удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы. "Дракул" по-румынски не только "дьявол", но и "дракон", а "дракула" соответственно его сын. Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако связь с нечистой силой тут ни при чем. Еще не заняв престол, он вступил при дворе Сигизмунда Люксембурга в элитарный Орден Дракона, основанный венгерским королем, являвшимся "по совместительству" и главой Священной Римской империи, для борьбы с неверными, главным образом - турками. Элементом орденской символики являлся дракон - в балканском фольклоре защитник рода, герой, побеждающий демона. Так Влад II приобрел прозвище: "Дракул", а сын его стал "Дракулой". Однако чем бы ни было обусловлено прозвище господаря, оно сохранилось в фольклоре и народная молва приписывает этому славному рыцарю как страшные злодейства, так и великие подвиги и жертвенную любовь. В XIV веке православная Валахия оказалась яблоком раздора двух держав - Венгрии и Оттоманской Порты. За Венгрией стояло все католичество, за Оттоманской империей - исламский мир и претензии на мировое господство. Отец Влада III - Влад II - захватил престол, свергнув своего двоюродного брата. Однако, несмотря на силу и коварство, он вынужден был выполнять вассальные обязательства валашских господарей перед османской империей. Повелитель магометан хорошо знал характер своенравных вассалов: для того, чтобы тот или иной князь ни на минуту не забывал о своих обязанностях, он должен был отправить заложником ко двору султана своего старшего сына. И если князь начинал проявлять строптивость, юношу ждала - в лучшем случае - смерть. Так юный Влад оказался в Стамбуле. Впечатления, приобретенные им в отроческие годы, когда он был "гостем" при дворе султана, омыты реками христианской крови. Они-то и оказались решающими при формировании характера будущего господаря Валахии. После смерти отца Влад занял престол и за время своего господства прославился благодаря неистовой отваге и столь же неистовой жестокости к врагам. Как государственный деятель Влад придерживался принципов настоящего патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. В самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов, подчас используя самые жестокие методы, поэтому он и вошел в историю под прозвищем Тепеш (сажающий на кол), так как суд в то время был простым и скорым, а заостренный кол был основным орудием казни. Однако сильная Валахия не нужна была богатым городам Трансильвании, против ее правителя началась настоящая война, его родовой замок был разрушен, любимая жена погибла, а сам князь был пленен. В венгерской тюрьме, куда бывшие союзники заточили строптивого валашского господаря, он провел более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя в католичество. У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром. Переходя в католичество отступник отказывался от причастия "Кровью Господней" - это привилегия лишь высшего католического духовенства, и должен был искать замену, которую по дьявольской подсказке находил в венах живых людей. Современники вполне могли видеть в Дракуле посланца потусторонних сил, однако их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе "ужасов" и кинематографу. В XV веке вампира считали больше колдуном, обязательно заключавшим союз с дьяволом ради достижения благ мирских. Такому колдуну кровь нужна была для совершения магических обрядов, а не для распространения "вампиризма" путем укуса очередной жертвы. Репутацию же ночного кровопийцы Дракула приобрел лишь в конце XIX века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912), автора знаменитого романа "Дракула"(1897). В основе стокеровской версии Дракулы-вампира - опора на реконструкцию мифа и реальные исторические документы. Образы Дракулы-предводителя отряда цыган, Дракулы, ведающего тайны древних кладов, Дракулы-упыря и чернокнижника - не просто вымысел, но результат синтеза интуиции ученого и фантазии литератора. В действительности, в письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве и вампиризме валашского господаря. Все душераздирающие и романтические истории о нем по сути своей есть вымысел, фольклор, а у фольклора свои законы: очень редко сохраняется точность фактических деталей, но дается практическая свобода фантазии в оценке сущности события. Окутана тайной и история гибели Дракулы. Согласно версии XV века, в бою Влада III соратники приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели. Разумеется, есть основания предполагать, что воины Влада III обратили копья против господаря по соображениям страха и мести или ради турецкой награды, а голову отрубили, дабы послать султану и тем самым выслужиться или наглядно подтвердить выполнение "заказа" - голова Тепеша была выставлена в Стамбуле на всеобщее обозрение. Но если посмотреть на этот факт с другой, мистической, стороны, то воины Дракулы действовали именно так, как обычай предписывал поступать с вампирами: тело кровопийцы надлежало пробить острым оружием, а голову - непременно отделить от туловища. С этой точки зрения характерна также история могилы Дракулы. Влад III был похоронен недалеко от места гибели - в православном Снаговом монастыре. В 1930-е гг. археологи провели официальное вскрытие могилы, но нашли там только следы осквернения - мусор и ослиные кости. Зато неподалеку обнаружилась идентичная по размерам безымянная могила, где лежали скелет без черепа и остатки одеяния, подобающего валашскому господарю. Отношение к памяти Влада Тепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. Многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии. Из мрачных историй рождались всевозможные легенды. Подобно Владимиру Красну Солнышку или Ивану Грозному, образ Влада во многом мифологизирован. Со временем он обрастал всё новыми, как жуткими, так и романтическими подробностями, и народная молва наделяла его всё более яркими мистическими возможностями. Грань между реальным и нереальным персонажем становилась всё тоньше, и, наконец, стёрлась совсем. Так Влад Тепеш стал графом Дракулой - ярким персонажем европейской истории, который вдохновлял и продолжает вдохновлять писателей, поэтов, композиторов разных эпох и народов на создание произведений, будоражащих воображение и вызывающих желание понять, каким же он был этот таинственный и неустрашимый рыцарь.